22 Окт

18 октября 2013 г. в Самарском государственном университете при поддержке кафедры государственного и административного права СамГУ состоялось расширенное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и Общественного комитета «За честные выборы».

В рамках темы «Политическая конкуренция и гражданское согласие: итоги общественного контроля на выборах- 2013» для обсуждения был заявлен целый ряд актуальных для гражданского общества вопросов: партийная конкуренция и новые формы политического лидерства, электоральные пирамиды и борьба за доверие избирателей, избирательные комиссии – рамки профессионализма и свобода усмотрения, общественное наблюдение на выборах – пределы контроля и практика его реализации, право на защите правонарушителя? – практика выявления нарушений избирательного закона.

Все эти вопросы участники проекта «Общественный контроль на выборах в Самарской области» (проект реализуется Общественным комитетом «За честные выборы», созданным как постоянно действующая рабочая группа Общественной палаты Самарской области), представители избирательных объединений, независимые эксперты, студенты высших учебных заведений обсудили через призму подведения итогов общественного контроля в электоральном цикле 2013 года (при организации и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в Самарской области 8 сентября 2013 года), обобщения информации о проблемах реализации избирательных прав граждан.

«Общественный комитет создавался, прежде всего, как инструмент общественного, гражданского контроля за ходом выборов. Кроме того, важной целью было предоставить диалоговую площадку для партий и избирательных объединений – участников избирательного процесса. И есть основания полагать, что Комитет сумел реализоваться как достаточно ответственный, независимый инструмент зондирования электорального процесса, помощи участникам избирательной кампании. Хотелось бы обратить внимание представителей партий, которые еще не имели опыта работы с нами, что в состав Комитета входят только люди, обладающие достаточной профессионализацией, поэтому речь идет о действительно высококвалифицированной помощи. Мы стремимся быть объективными, заинтересованы в том, чтобы власть не «спала», не почивала на лаврах. Это установка не только идеологическая, но политико-правовая. Рассчитываем, что партии будут пользоваться нашим ресурсом», – подчеркнул председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами, председатель Общественного комитета «За честные выборы» профессор Виктор Полянский.

В единый день голосования 8 сентября 2013 года наблюдатели Комитета осуществляли независимое общественное наблюдение на 83 избирательных участках (56 в г.о. Тольятти и 27 в г.о. Сызрань – таким образом, было охвачено 26% всех избирательных участков в этих двух крупных муниципалитетах) и в территориальных избирательных комиссиях. «Наши представители участвовали в наблюдении как представители СМИ, а не наблюдатели от партий или избирательных объединений. То есть были независимы от последних. В этом основная ценность наших наблюдателей, и это дает эффект», – отметил заместитель председателя Общественного комитета «За честные выборы», доцент кафедры государственного и административного права СамГУ Владислав Волков.

Нужно отметить, что накануне дня голосования по выборам депутатов Думы городского округа Тольятти и Думы городского округа Сызрань будущие участники наблюдения прошли специальный курс обучения. Посетить выездные обучающие семинары в Тольятти и Сызрани члены Общественного комитета пригласили и участников наблюдения – представителей различных политических партий и избирательных объединений.

По итогам выборов Общественный комитет в целом признал законность прошедшей избирательной кампании и тот факт, что волеизъявление избирателей в целом адекватно отражено в документах, которые были составлены территориальными избирательными комиссиями и явились основанием для признания результатов выборов.

Вместе с тем, общественные наблюдатели в процессе наблюдения столкнулись с рядом проблем. Так, практически повсеместно наблюдатели размещались в местах, не позволяющих контролировать работу избирательных комиссий; с определенными трудностями наблюдатели на разных участках столкнулись и при попытках произвести фото- или видеосъемку; была и одна попытка удаления наблюдателя перед началом подсчета голосов избирателей. Правонарушения фиксировались, но не были массовыми, тяжкими, такими, которые могли бы повлечь за собой пересмотр или отмену результатов выборов.

«По мнению Общественного комитета, состоявшиеся 8 сентября выборы можно считать честными. Вместе с тем, надо понимать, что честность в представлении различных политических сил может быть разной. И действующий закон, конечно, не коллективное творчество всех политических сил, которые участвовали в этих выборах. Выборы прошли по закону. Но есть очень большой простор для совершенствования избирательного законодательства с тем, чтобы выборы проводились честно, по мнению большинства избирателей. Тогда, наверное, и явка будет гораздо более высокой», – резюмировал Владислав Волков.

Своими взглядами по поводу законности и добросовестности организации и проведения последней выборной кампании поделились и представители политических партий, принявших участие в заседании.

«Избирательные комиссии идут на разного рода ухищрения, трактуя избирательный закон так, как им нужно», – считает руководитель юридической службы обкома Самарского регионального отделения партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Валентин Сошников. По мнению представителя Самарского регионального отделения партии «Либерально-демократическая партия России», депутата Думы г.о. Сызрань Павла Зелюкова, избирательные комиссии теперь «работают чище», но появились «новые технологии принуждения». Руководитель аппарата Самарского регионального отделения Всероссийской политической партии «Правое дело» Антон Гуськов, напротив, уверен, что на этих выборах «доля политического вмешательства была минимальной».

«Необходимо исходить из уважения к закону, даже если он несовершенен. Ошибаются не только избирательные комиссии. Некоторые представители партий не уважают, прямо игнорируют закон. Еще один пример игнорирования закона: спорная ситуация с «потерянным» мандатом одной из партий в Сызрани проистекает из того, что депутаты городской думы, которым закон позволяет установить методику распределения мандатов, этого не сделали, хотя им никто в этом не мешал», – отметил член Общественного комитета «За честные выборы Денис Ильницкий.

«Чем мутнее закон, тем проще «выловить» интерес. Поэтому важно, чтобы по определенным моментам конкретика закона была очень высокой», – подчеркнул Виктор Полянский.

Подводя итоги состоявшегося обсуждения, участники заседания выработали ряд предложений по совершенствованию законодательства о выборах.
В частности, предлагается на законодательном уровне обеспечить возможность присутствия представителей средств массовой информации при организации и проведении голосования вне помещения для голосования. «Отсутствие прямого разрешения в законе на присутствие наблюдателей – представителей СМИ при голосовании вне помещений для голосования председатели избирательных комиссий склонны рассматривать как запрет на такое присутствие. И спорить не имеет смысла, так как, действительно, в публичных правоотношениях действует принцип «разрешено только то, что прямо предусмотрено законом», – отмечает Владислав Волков.

Также предлагается исключить из предмета регулирования Федерального закона «О персональных данных» отношения, связанные с организацией и проведением выборов. По мнению членов Общественного комитета «За честные выборы», положения этого закона необоснованно ограничивают возможности общественного контроля на основных стадиях избирательного процесса. (Эта инициатива позволит минимизировать количество проблем, с которыми сталкиваются наблюдатели при попытке произвести фото-, видеосъемку на избирательных участках, что иногда необходимо для фиксации правонарушений).

Избирательным комиссиям, организующим выборы, общественники предлагают обеспечить распространение через сайты в сети Интернет форм всех избирательных документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидатов (списков кандидатов). Кроме того, предложено обязать избирательные комиссии, организующие выборы, информировать кандидатов и избирательные объединения о календарном плане мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов через сайты в сети Интернет.

Все без исключения участники заседания высказались также в пользу переноса единого дня голосования на выборах со второго воскресенья сентября (очень важного для большинства избирателей «в личном и хозяйственном плане» дня) на более позднее время.

Автор: Дарья Торба.

Комментировать